Франсис Пикабиа

Авангардист в искусстве и по жизни, сторонившийся классики, но в последствие сам ставший классикой – Франсис Пикабиа – темпераментный испано-французский художник из Парижа. Его многогранному творчеству и яркой индивидуальности мы посвятим эту статью.

Франсис Пикабиа родился 22 января 1879 года в Париже. В 90-х годах ХIХ века он обучался живописи в Школе декоративных искусств у Эмбера и Кормона. Первые его работы были чуть ли не противоположностью тех, которыми Пикабиа прославился. Это был импрессионизм. Позже Франсиса Пикабиа заинтересовал фовизм, чьи яркость и страстность он привёз из поездки в Испанию. Художника постоянно метало от одного стиля к другому, он менял жанры, был гибким к переменам и готовым идти в ногу со временем. Возможно это было своего рода развитием. Следующим этапом были кубизм и абстракция. Здесь Пикабиа ещё больше раскрывает свой потенциал и стремительно движется в сторону дадаизма.

Принято считать, что ДАДА и Франсис Пикабиа – почти синонимы. С именами Пикабиа и Дюшана связывают появление дадаизма. Этот жанр дал очень много творчеству нашего художника и наоборот. Его самые популярные работы пропитаны шармом разрушительного, абсурдного и озорного дадаизма.

В 20-е годы Франсиса Пикабиа бросает в сюрреализм. В этот период он участвует в создании фильма «Антракт» режиссёра Рене Клера. Фильм снят по мотивам балета «Спектакль отменяется», сценарий которого написал не кто иной как Пикабиа. Большой вклад он внёс и в сам фильм. В картине опять же очень много от дадаизма, как и в его стихах и статьях. Сюрреалистические работы создавались художником до 30-х годов, а после – новый поворот.

Серия работ сюрреалистического периода называется «Прозрачные картины». Примечательна она тем, что художник действует по принципу коллажа – то есть накладывает одни объекты на другие, только делает это кистью и красками. Образы получаются полупрозрачными, сквозь них можно увидеть другие силуэты. Любимые персонажи множества художников, писателей и музыкантов есть и на полотнах Франсиса Пикабиа: «Гера», «Саломея», «Адам и Ева», «Сфинкс». Образы, наложенные один на другой, не перебивают друг друга, а наоборот – дополняют, изображение рассказывает зрителю историю, оно не застыло, оно подвижно и безумно выразительно. До 30-х годов Пикабиа творил в сюрреалистическом стиле, а потом перешёл к так называемому «псевдоклассицизму» и китчу.

«Испанская Революция» — знаковая картина данного периода. Грубоватые контуры и цвета и полусмешные-полустрашные персонажи – нечто совсем другое, отличающееся от того, что делал художник раньше. В некоторых деталях можно заметить прежнюю прозрачность, но всё же от чувственных сюрреалистичных переплетений не осталось и следа. Одновременно Пикабиа пишет портреты: «Женский портрет», «Акробаты», «Белый тореадор», «Пудель» и другие.

В 40-е годы художник немного устал от метаний от стиля к стилю, к тому же пришедшая известность позволила Пикабиа насладиться славой и достатком в полной мере. Теперь он пишет картины на заказ, но той узнаваемой манеры, за которую поклонники так любят Франсиса Пикабиа, уже нет. Лишь в поздних абстрактных работах мы узнаём почерк гениального авангардиста.

На создании картин эксцентричный и импульсивный Франсис Пикабиа не остановился. Удивляет и достойно восхищения то, что художник был автором сценария балета под названием «Спектакль отменяется», который демонстрировал эстетику дадаизма. По мотивам балета культовый французский режиссёр Рене Клер снял экспериментальный фильм «Антракт» в 1924 году.

Франсис Пикабиа проявил себя как великолепный художник-постановщик, его идеи и видение прекрасно сошлись с музыкой яркого оригинального композитора Эрика Сати, в чьих композициях не меньше художественности, чем в самом изобразительном искусстве. Дать спектаклю название «Спектакль отменяется» означало привлечь к его созданию дадаистов и других деятелей-авангардистов. Так и вышло: работа над спектаклем и фильмом привлекла и тех, и других, и среди них был не кто иной как Марсель Дюшан.

Как и следует ожидать, сюжет фильма до крайности странный, если не сказать, что сюжет там вовсе отсутствует, это же дадаизм. Тут есть и сцена похорон танцовщика, который потом поднимется из гроба и окажется бородатой балериной, танцующей пируэты, и партия игры в шахматы, полная абсурда, между обожателем шахмат Марселем Дюшаном и Ман Рэем. Всё это приправлено бешеной съёмкой окружающих видов и разных объектов, от которой кружится голова, но выглядит всё вместе эффектно и, безусловно, не лишено комизма. В картине снимаются и сам Пикабиа и композитор Сати.

Фильм «Антракт» был изюминкой как для творчества Рене Клера и Франсиса Пикабиа, так и для кинематографа в целом. Кино имело успех, с ним и сегодня знакомятся ценители искусства, как с феноменом мира кино и креативного общества Франции начала ХХ века. И за это мы сердечно благодарим и почитаем маэстро Франсиса Пикабиа.

Made on
Tilda